В течение 2021 года особое внимание уделялось идеологическому, гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся.
Во время заседания были подведены итоги работы системы образования
Гродненской области в 2021 году и определены приоритетные задачи на 2022
год. Участие в коллегии приняли помощник Президента – инспектор по
Гродненской области Юрий Караев, заместитель председателя облисполкома
Виктор Пранюк, начальник главного управления образования Руслан
Абрамчик, заместитель министра образования Республики Беларусь Александр
Кадлубай, а также заместители председателей гор-райисполкомов, глав
администраций районов города Гродно, курирующие вопросы социальной
сферы, председатели районных организаций Белорусского профессионального
союза работников образования и науки, руководители учреждений высшего
образования, руководители, представители служб, с которыми
взаимодействует главное управление образования.
В течение 2021 года особое внимание уделялось идеологическому,
гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся, воспитанию
информационной культуры, профилактике деструктивных проявлений,
организации и проведению мероприятий в рамках Года народного единства.
Важность патриотического воспитания молодежи отметил заместитель председателя облисполкома Виктор Пранюк.
– Мы должны перевернуть сознание молодых людей, убрать всевозможные
исторические мифы, которые сегодня окутали всю страну. Есть основа, и на
ней мы обязаны воспитывать молодежь. В Год исторической памяти это
особенно важно, – сказал Виктор Пранюк. –
Думаю, что 27 февраля, в
день референдума, мы увидим, что работа, которую мы проводили в том
числе на диалоговых площадках, принесла свой результат. То, что Гродненская область по многим направлениям в воспитании и
образовании является флагманом, отметил заместитель министра образования
Александр Кадлубай.
– В регионе реализуются экспериментальные, инновационные практики,
которые потом становятся нормой на уровне республики. И среди тех
показателей, которые в приоритете образовательной политики министерства
образования, Гродненская область находится на лидирующих позициях, –
сказал замминистра. В качестве примера он отметил опыт повышения
квалификации кадров на базе Гродненского областного института развития
образования. –
Здесь работа выстроена четко. Если в других регионах
нам нужно ориентировать, какую нишу необходимо занять, то в Гродненском
институте развития образования и главном управлении образования
облисполкома очень быстро ориентируются. Взять хотя бы руководителей по
военно-патриотическому воспитанию молодежи. Здесь сразу начали работу:
разработали программы, компоненты. Они готовы наперед. Не сдаем позиции Система образования региона оперативно реагирует на требования, которые
предъявляют к ней общество и государство. Развитие и совершенствование
системы образования, в том числе с учетом вызовов современности,
остаются основными среди задач на 2022 год, заметил, открывая коллегию,
начальник главного управления образования облисполкома Руслан Абрамчик.
– 2021 год был знаковым для системы образования страны. VI
Всебелорусское народное собрание, республиканский педагогический совет с
участием Главы государства, парламентские слушания о состоянии и
перспективах развития системы образования… Каждое из этих мероприятий
заканчивалось определенным набором задач, которые необходимо
реализовать. Прошлый год был успешным для образования Гродненщины. Так, в
рамках рабочего визита министра образования Андрея Иванца в Гродненскую
область была дана высокая оценка качеству, насыщенности мероприятий в
рамках проекта «Гродно – Молодежная столица Республики Беларусь-2021».
Мы не только представили образовательный, экскурсионный, технический
потенциал, но и смогли укрепить позиции города Гродно. Открылся
Технопарк Гродненского университета имени Янки Купалы, ряд лабораторий
для студентов аграрного университета, медицинского вуза. Молодежь
получает все больше возможностей для самореализации, – сказал Руслан
Абрамчик, отметив, что в целом основные усилия органов управления в
прошлом году были направлены на обеспечение доступности и качества
образования, максимальной полезной занятости несовершеннолетних,
реализацию мероприятий, приуроченных к Году народного единства,
оптимизацию расходов в отрасли и укрепление материально-технической
базы.
Доступность и качество Как отмечалось на заседании, в дошкольном образовании сохранена гибкая
многофункциональная сеть, позволяющая обеспечить вариативность
образовательного процесса, его качество. Здесь ставка будет сделана на
дальнейшее обеспечение шаговой доступности учреждений образования,
безопасности детей. В Гродно продолжается строительство детских садов в
микрорайоне Грандичи на 230 мест и в Скиделе на 190 мест. В декабре 2021
года начато строительство двух детских садов в Слониме и Лиде. До конца
2025 года планируется построить еще пять детских садов в Гродно,
Скиделе, Ошмянах, Волковыске и Островце.
Расширилась сеть учреждений дошкольного образования, реализующих
интегрированное обучение и воспитание, образовательные программы
специального образования. В Гродно, Лидском, Волковысском, Сморгонском
районах организовано персональное сопровождение для воспитанников с
расстройствами аутистического спектра.
В общем и среднем образовании принимались все необходимые меры по
сохранению качественного образования. Проводилась работа с профильными
классами по углублению профилизации. Практически 800 старшеклассников
продолжили обучение в педагогических классах и порядка 600 – в
аграрных.
– Профессиональная подготовка в рамках предмета «Трудовое обучение»
организована по 38 профессиям для более чем 3000 учащихся Х-XI классов,
из них почти 35 процентов проходят профессиональную подготовку на базе
учреждений профессионально-технического и среднего специального
образования. По итогам профессиональной подготовки практически 80
процентов учащихся XI классов получили свидетельства установленного
образца, – заметил Руслан Абрамчик, подчеркнув, что стабильным
остается количество выпускников XI классов, получивших аттестаты особого
образца с награждением золотой (серебряной) медалью, – 677. Кроме того,
увеличился процент выпускников IX классов, получивших свидетельства о
базовом образовании с отличием.
Область сохранила ведущие позиции в олимпиадном движении. Например, на
международных предметных олимпиадах учащимися школ было завоевано 5
медалей. Радуют результаты централизованного тестирования. Выпускниками
получено 40 стобальных результатов. Успешно выступили юные жители
региона на различных творческих и технических конкурсах, в том числе и
международных.
– Множество больших и малых побед говорит о том, что система работает динамично, мы справляемся с поставленными задачами, – сказал Руслан Абрамчик.
Обновлениям быть Особое внимание, как отметил Руслан Абрамчик, было уделено
совершенствованию материально-технической базы. Так, в школах региона были установлены
новые средства обучения, обновлены кабинеты биологии, химии, физики.
Закуплено более 350 компьютеров для учреждений образования и приобретены
за счет средств бюджета автобусы в каждый район области. Работа будет
продолжена и в нынешнем году.
– Продолжится обновление автопарка для подвоза детей к школам.
Новшеством этого года станет возможность приобретения автобусов в
лизинг. За счет средств Международного банка реконструкции и развития в
2022 году в области отремонтируют 15 учреждений образования. Всего в
программу включено 50 объектов. На их ремонт МБРР выделил около 13
миллионов долларов. Часть работ уже завершена. Важным аспектом также
является устранение недостатков, выявленных в учреждениях образования
межведомственными комиссиями под руководством Комитета госконтроля в
2019 году. В рамках реализации мероприятий Министерства образования
прорабатывается вопрос о комплектовании учреждений современными
кабинетами технического труда, – сказал Руслан Абрамчик.
Коллегия завершилась награждением лучших работников сферы образования и
подведением итогов конкурса на лучшую организацию работы структурных
подразделений районных исполнительных комитетов, администраций районов
Гродно, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере
образования, и учреждений образования.